Мероприятия, направленные на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в субъектах Российской Федерации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг.
Новости




15 октября 2019 года

15 октября 2019 года на базе МБОУ «СОШ № 101» прошла межрегиональная конференция «Актуальные проблемы преподавания астрономии». В работе конференции приняли участие: Засов Анатолий Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, председатель комиссии по астрономическому образованию Астрономического общества, лауреат Государственной премии Российской федерации с докладом на тему «Проблемы преподавания школьной астрономии», зав. кафедрой ПММЕНО ВИРО Бачурина Л.А., сотрудники кафедры Ярчикова Н.В. и Пескова И.А., учителя физики и астрономии города Воронежа и Воронежской области. Необходимость и значимость данной конференции определяется тем, что предмет «Астрономия» был возвращен в обязательную часть учебного плана образовательных организаций в 2017 - 2018 учебном году. Астрономия призвана стать для каждого ученика 10–11 классов предметом, формирующим не только единую естественнонаучную картину мира, но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.


23 сентября 2019 года

23 сентября на базе ВИРО состоялась межрегиональная конференция «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов». В мероприятие приняло участие свыше 70 человек по системе видеоконференцсвязи. Работа конференции проходила по секциям.

В первой секции наиболее яркими были доклады Игоря Синельникова, к.п.н., старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, о перспективных стратегиях достижения метапредметных результатов в рамках предметного обучения; и Елены Васильевой, старшего преподавателя кафедры педагогики и методики гуманитарного образования Воронежского института развития образования, о развитии логических операций при обучении школьников русскому языку. Далее выступали педагоги школ из разных городов и делились опытом по формированию, реализации метапредметных связей на уроках.

О программах формирования универсальных учебных действий и успешных практик их реализации была посвящена работа во второй секции. Особого внимания заслужили выступления Игоря Синельникова об основных подходах к проектированию школьных программ развития универсальных учебных действий; Людмилы Бачуриной, заведующей кафедрой педагогики и методики математического и естественнонаучного образования Воронежского института развития образования, кандидата технических наук, доцента, о региональных интернет-проектах как эффективном средстве формирования универсальных учебных действий учащихся; Ольги Ушковой, учителя иностранного языка Борисоглебской гимназии №1, о возможностях и ресурсах внеурочной деятельности для формирования УУД.

На третьей секции обсуждали модели и технологии оценки метапредметных и личностных результатов. В первую очередь, речь шла о технологии оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования — Руслан Чудинский, заведующий лабораторией педагогических измерений Воронежского института развития образования, доктор педагогических наук. В продолжение работы секции Татьяна Кривцова, заведующая лабораторией проблем детства Воронежского института развития образования, сделала акцент на современных технологиях оценки качества дошкольного образования в аспекте преемственности между уровнем дошкольного и начального общего образования. В завершение семинара Татьяна Жиляева, учитель обществознания, Наталья Глотова, учитель географии, Елена Кравцова, учитель информатики Лицей села Верхний Мамон акцентировали внимание на портфолио как модели аутентичного оценивания и инструменте динамики образовательных достижений.

11 сентября 2019 года

Воронеж становится центром популяризации новых образовательных технологий.

В сентябре уже в седьмой раз на базе Воронежского института развития образования (ВИРО) прошла международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование». В рамках Государственной программы «Развитие образования» на 2016-2020 годы в ней приняли участие более 200 учителей и ученых из России, Беларуси, Казахстана, Украины.

Благодаря конференции общим достоянием становятся лучшие практики и передовые методики организации образовательного процесса в школе, формирующие в школьниках инициативную личность, способную генерировать идеи и эффективно работать в команде, решая поставленные задачи. Именно такая личность востребована обществом, поэтому в современном федеральном государственном образовательном стандарте системно-деятельностный подход в педагогике, ориентированный на раскрытие личностного потенциала ребенка, находится на ключевых позициях.

Системно-деятельностный подход в образовании базируется на разработках, советских ученых, в частности, корифеев отечественной педагогики Льва Выготского и Василия Давыдова. Создаются учебные ситуации, которые делают ребенка сотрудником учителя в получении знаний и компетенций. Через организацию совместной деятельности каждый ребенок не просто механически запоминает некий объем информации, преподнесенный учителем, а учится применять теоретические знания на практике через моделирование жизненных ситуаций в игровом формате.

Поскольку целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, каждый учитель продолжает искать собственные варианты решений построения эффективного современного образовательного пространства. И конференция, инициированная 7 лет назад ВИРО, стала незаменимым помощником в этом поиске.

Как рассказала доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики математического и естественнонаучного образования ВИРО Людмила Бачурина, этот форум задумывался, как площадка, где ученые и практики будут обсуждать проблемы и представлять наработки. Ее идейным вдохновителем стал выпускник Воронежского государственного университета Алексей Боровских, который уже много лет работает на факультете педагогического образования МГУ, защитил докторскую диссертацию.

В работе конференции ежегодно участвуют авторитетные в педагогических кругах ученые. Среди них академики РАО Владимир Борисенков, Владимир Шадриков, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ кандидат психологических наук, доцент Алексей Обухов и другие.

В разные годы на форуме устраивали «прямой мост» с Российской академией образования, что давало возможность усилить обратную связь «учитель - ученый». Те вопросы, которые педагоги задают ученым РАО, стимулируют их задуматься над новыми векторами развития педагогической науки, а то, что предлагают ученые, интересно педагогам.

В этом году организаторами педагогического форума выступили, помимо ВИРО, МГУ, Институт стратегии развития образования РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет, Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», журналы «Педагогика», «Вопросы философии», «Высшее образование в России».

Многие учителя, работая в парадигме деятельностной педагогики, приезжают на конференцию, чтобы «сверить часы», предложить на обсуждение свои идеи. «Интересных выступлений было много. К нашему большому удовлетворению, блеснули воронежские учителя. Очевиден профессиональный рост тех, кто, используя системно-деятельностный подход, из года в год оттачивает свое мастерство. Делясь своими наработками с трибуны конференции, они дают инструменты и форматы тем, кто только подступает к освоению этой технологии», - отмечает Людмила Бачурина.

За последние 2-3 года, во многом благодаря семинарам, мастер-классам, проведенным ВИРО, внедрены в практику образовательные технологии, которые раньше не применялись. На конференции говорили уже о результатах использования этих технологий, в частности, образовательных квестов.

Так, Екатерина Авдеева, педагог из Воронежа, рассказала, как на уроках информатики проводит экономическую игру. Каждый ученик получает роль кого-то из жителей города: служащий в администрации, банкир, владельцы магазинов, парикмахерской и так далее. Соответственно он строит и свой финансовый баланс: уставной капитал, зарплата/доход, покупки, расходы, налоги, кредиты/наличие счета, коммунальные платежи… Все расчеты ведутся в электронных таблицах или программах, созданных учениками на языке программирования. Как итог - дети получают житейский опыт, пример применения школьных знаний в профессиональной сфере, в быту.

Учителя воронежской средней школы № 57 поделились опытом создания образовательного события «Сделаем это вместе!» У себя в школе они предложили детям интерактивную игру «Зеленый агент», в которой, используя математические знания, школьники разработали программу по подсчету мусора и создали интерактивный Flash-проект «Спасаем дельфинов вместе!»

А после проведения в ВИРО семинара по практике создания мультфильмов, ею загорелись многие школы. Кто-то использует ее в отдельном классе, кто-то организует кружок, а в Кольцовской гимназии ежегодно проводят фестиваль самодеятельной анимации, когда каждый класс делает свой мультфильм и соревнуется, у кого интереснее получилась работа. А всё началось с учителя, который побывал на конференции, загорелся идеей и осуществил ее, обретя на этом пути единомышленников.

28 августа 2019

28 августа состоялась встреча педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Организатором мероприятия выступал Воронежский институт развития образования.

В рамках встречи состоялись:

-заседание регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Воронежской области;

- заседания рабочих групп РУМО по предметам (предметным областям) «Информатика» и «Иностранный язык»

- семинар «Деятельность школьных библиотек в условиях реализации ФГОС»

Пленарное заседание РУМО открывала проректор ВИРО Ирина Бабкина, которая определила направления работы. А также рассказала о новой организации – Воронежском центре профессионального мастерства.

В продолжение работы Наталья Салогубова, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, акцентировала внимание на важности реализации нацпроекта; на роли, которую в связи с этим приобретает необходимость поддержки одаренных детей, на развитии олимпиадного движения как показателя качества образования, входящего в показатель работы региона.


— В виду сказанного необходимо и важно для РУМО в своей работе обратить внимание на эти направления и оказывать методическую поддержку, — подчеркнула Наталья Салогубова.

В ходе дальнейшей работы были рассмотрены и рекомендованы образовательным организациям для использования в работе следующие документы:

- примерное положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы;

- примерное положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы;

Далее заведующая ИБЦ Ольга Жаглина рассказала о создании школьных информационно-библиотечных центров как инструменте формирования единой образовательной среды. Также она презентовала методические рекомендации для школьных информационно-библиотечных центров по созданию условий и работе. Данный документ также решено было направить в образовательные организации области.

Во второй части мероприятия состоялось заседание рабочих групп РУМО, где обсуждались вопросы преподавания предметов «Иностранный язык» и «Информатика». Также фиксировались предложения по реализации концепции изучения данных предметов в школе.

18 июля 2019

Командой ООО СП «Содружество» создан Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Тенденция последнего десятилетия мировой образовательной практики заключается в том, что образовательный процесс активно охватывает обучающихся с ОВЗ или инвалидностью, обеспечивая доступность образования для каждого ребенка.

Существенный рост доли инклюзивной составляющей предполагает создание соответствующих условий для получения общего образования лицами с ОВЗ с учетом необходимости коррекции психофизических нарушений и обеспечения социокультурной интеграции и инклюзии.

В Российской Федерации на государственном уровне в инклюзивной образователь­ной сфере разрабатываются и внедряются на практике многоуровневые программы, технологии социально-инклюзивной направленности, социального единения и солидарности, при этом продолжается практика внесения поправок в законодательство, поскольку преимущества инклюзии неоспоримы:

– формирование безбарьерной физической и психологической среды образова­тельной организации;

– профилактика и преодоление искусственной изоляции семьи и обучающегося с ОВЗ;

– социализация и увеличение возможностей реализации творческого и познаватель­ного потенциала обучающихся с ОВЗ;

– развитие коммуникативных и социальных навыков у обучающихся с ОВЗ;

– стимулирующие условия для роста и развития личности обучающихся с ОВЗ как активных членов общества;

– присутствие дополнительного педагогического персонала и дополнительного финансирования для обычных и одарённых студентов, обучающихся в инклюзивных классах.

Анализ сильных и слабых сторон инклюзивного образования в Российской Федерации свидетельствует о первостепенной важности задачи формирования профессиональных компетенций педагогов, определяющих их готовность к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства, одним из актуальных способов решения которой является качественное учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение педагога, позволяющее создавать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

Специализированный «Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями», разработанный Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий », предназначен для информационной и консультационной поддержки педагогов, работающих в области инклюзивного образования. В 2019 году ресурс был усовершенствован в части дизайна и функционала командой ООО СП «Содружество» в рамках проекта, выполняемого по заказу Министерства просвещения Российской Федерации.

Доступ к ресурсу осуществляется по адресу http://expert.altden.ru/profsoobschestvo/. Специализированный ресурс представляет собой электронную площадку для информирования педагогов о нормативно-правовых актах в области инклюзии, ознакомлении с учебно-методическими материалами, обмена опытом между педагогами и общественного обсуждения разрабатываемых нормативно-правовых актов и учебно-методических материалов, передовых педагогических практик и результатов научных исследований.

На главной странице Интернет-ресурса реализована функция быстрого доступа к основным разделам и личному кабинету пользователя, а навигационные элементы обеспечивают однозначное понимание их смысла.

Контент «Интернет-ресурса для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» позволяет педагогам ознакомиться с актуальными на сегодняшний день нормативными документами в сфере инклюзивного образования, с учебно-методическими материалами, включая подборку статей ученых-практиков и методических разработок по тематике инклюзивного образования, с примерами адаптированных основных общеобразовательных программ, с новостями инклюзивного образования и анонсами мероприятий в области инклюзии.

Информационный контент ресурса позволяет педагогу руководствоваться в своей деятельности актуальными нормативными актами в области инклюзивного образования, получить как теоретические сведения в области инклюзии, так и рекомендации по практической реализации адаптированных образовательных программ, быть в курсе новостей инклюзии и принимать участие в мероприятиях, посвященных формированию инклюзивной образовательной среды.

Ресурс также предоставляет педагогу возможность получения оперативной квалифицированной экспертной консультации по вопросам реализации адаптированных образовательных программ, работы с детьми с ОВЗ, инклюзивного образования. На ресурсе работает сервис консультационной помощи педагогам (в формате «Вопрос-ответ»), а также база наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них.

Обогатить свой опыт, расширить круг профессионального общения можно на реализованном на ресурсе модерируемом форуме с различными тематическими разделами. Форум служит онлайн площадкой для общения и обсуждения профессиональных вопросов для педагогов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В разделе предусмотрена возможность размещения собственного сообщения, ознакомления с лентами обсуждений по другим темам, комментирования сообщений других пользователей.

Ресурс обеспечивает педагогам возможность поделиться собственными методическими разработками, педагогическими техниками, опытом организации инклюзивного образовательного процесса и внеурочных мероприятий. Материалы с данным опытом и разработками педагог может разместить в соответствующей рубрике ресурса (имеется инструкция для пользователей по размещению собственного контента).

Особого внимания заслуживает сервис самостоятельного проектирования рабочих программ по предметам, доступ к которому осуществляется с ресурса.

Конструктор программ обеспечивает автоматизацию процесса создания учителем рабочих программ по учебному предмету на основе заданной структуры и наличия доступа к готовому контенту, отражающему те или иные содержательные блоки рабочей программы.

Использование конструктора обеспечивает повышение качества рабочих программ за счет использования готовых фрагментов контента, подготовленного в соответствии с ФГОС и примерными рабочими программами.

Многочисленные функции конструктора позволяют использовать шаблоны рабочих программ, вносить в программы редакторские правки, оптимизировать процесс тематического планирования за счет внедрения механизмов валидации распределения часов, использовать механизм внутренней коммуникации между учителем (разработчиком рабочей программы) и специалистом (органом), утверждающим рабочую программу, и многое другое.

Качественная информационно-консультационная поддержка участников профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями, на основе разработан­ного Интернет-ресурса способствует эффективной поддержке педагогов при решении профессиональных задач, возникающих в процессе организации инклюзивного образования, и повышению уровня профессиональной компетентности педагога.


14 июня 2019

25 представителей регионов страны приняло он-лайн участие в деловой программе межрегиональной конференции «Актуальные проблемы реализации ФГОС».

Стратегию регионального развития презентовала Салогубова Наталья Валерьевна, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области участникам межрегиональной конференции.

С докладами по актуальным вопросам образования выступили эксперты:
* «Актуальные проблемы реализации ФГОС» — Бабкина Ирина Ивановна, проректор ГБУ ДПО ВО «ИРО»
* «Обновление ФГОС НОО и ООО: реализация государственной политики на обновление содержание общего образования» —
Соловьева Юлия Алексеевна, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»
* «Региональная система сопровождения профессионального роста педагога» —
Попов Александр Анатольевич, директор центра-начальник отдела организации сопровождения профессионального роста педагогических работников ГБУ ДПО ВО «ИРО»
* «Возможности образовательной среды для индивидуализации образования, в том числе через применения дистанционных технологий обучения химии» —
Остерова Оксана Александровна, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт образования»
* «Внутришкольная система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы» —
Чудинский Руслан Михайлович, заведующий лабораторией педагогических измерений.

Во второй части конференции гости и участники представили решение проблем реализации ФГОС на основе опыта регионов.

21 мая 2019

21 мая в ВИРО проводился съезд представителей координаторов работы сетевых сообществ в рамках реализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В мероприятии приняло участие более 60 человек.

Открывал заседание Дмитрий Щеглов, заместитель директора центра организации внедрения эффективных образовательных практик ВИРО, с докладом о роли и месте общественно-профессиональных объединений, в том числе сетевых, в контексте реализации федерального проекта «Учитель будущего», а также рассказал о проведенной в регионе работе по сопровождению их деятельности.

В продолжении работы съезда коллега из Липецкого института развития образования, Инна Аксёнова, заведующая кафедрой естественнонаучного и математического образования, поделилась опытом своего региона по организации работы профессиональных объединений, презентовала несколько интересных сетевых проектов, организованных региональными предметными ассоциациями.

Татьяна Кривцова, заведующая лабораторией проблем детства ВИРО, акцентировала внимание участников мероприятия на подходах к организации деятельности сетевого сообщества «Региональные инновационные площадки». Выступая в качестве координатора сообщества познакомила с наработанными ею механизмами работы.

Вторая часть семинара предполагала групповые работы. В ходе практической работы, участниками мероприятия велась оживленная дискуссия по проектированию модели программы развития профессионального сообщества. Полученные наработки планируется применять для повышения эффективности деятельности платформы.

В завершении мероприятия за круглым столом участниками съезда были поставлены четкие цели для развития общественно-профессиональных объединений, составлен подробный план реализации идей.


25-26 апреля 2019

25–26 апреля в Воронеже состоялся Всероссийский семинар-совещание «Эффективные практики инклюзивного образования», организованный в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования». В стенах Воронежского института образования собрались представители восьми российских регионов, готовые поделиться практическим опытом обучения несовершеннолетних с ОВЗ. Педагоги еще 40 регионов Российской Федерации присоединились к совместной работе посредством системы видеоконференцсвязи.

Семинар-совещание было открыто докладом заместителя директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Дмитрия Метелкина об актуальных направлениях и задачах модернизации содержания общего образования.

В первый день семинара-совещания были затронуты такие актуальные темы, как правоприменительная практика по части инклюзии в образовании, проблемы готовности педагогов общеобразовательных организаций к реализации адаптированных образовательных программ и модель непрерывного профессионально-ориентированного образования как система условий реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Возможные траектории обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Первый проректор Воронежского института развития образования Александр Митрофанов осветил наработанный в регионе опыт построения траекторий обучения детей с особыми образовательными потребностями. Большой интерес вызвали также доклады кандидата социологических наук, заместителя директора по научно-методической работе АНО «Научно-исследовательский институт «Современная дидактика» Юлии Метелкиной о зарубежном опыте инклюзивного образования и психолога из Хакасии Елены Романовой о современных инструментах диагностической и коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении.

Модератор совещания Юлия Метелкина подчеркнула:

«Постоянно увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями, и задача государства, и задача каждого региона, конкретной образовательной организации дать особым детям возможность получить качественное, доступное образование».

На второй день работу семинара-совещания продолжили доклад профессора РАО, советника министра просвещения Российской Федерации Виктора Басюка «Актуальные направления развития инклюзивного образования в контексте внедрения новых ФГОС» и вице-президента Союза «Профессионалы в сфере образования» Юлии Соловьевой «Вопросы обучения детей с ОВЗ в планах-графиках субъектов-получателей субсидий в 2019 г.».

Директор Воронежского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Недорезова заострила внимание на создании системы равного доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Воронежской области с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, а представители институтов развития образования Липецкой области и Чеченской Республики поделились опытом внедрения инклюзивного образования и формирования адекватного отношения к нему среди участников образовательного процесса.


14.03.2019

Прошло заседание экспертного совета ВИРО.

На заседании рассматривались и утверждались программы повышения квалификации для реализации их в рамках мероприятий государственной программы РФ «Развитие образования». В результате обсуждения членами экспертного совета были утверждены и рекомендованы для использования в образовательном процессе ВИРО и диссеминации 18 дополнительных профессиональных образовательных программ. Среди них как программы курсов повышения квалификации по методике преподавания по межпредметным технологиям и ее реализации в образовательном процессе, так по пяти вариативным тематикам проекта.

22.02.2019

В рамках рабочего совещания, посвященного ходу реализации ГПРО, состоялось первое заседание рабочей группы по вопросам реализации мероприятий ГПРО. На данном совещании обсуждались вопросы по выполнению общих задач, обозначенных в концепции заявки, плане-графике мероприятий и были назначены ответственные.